Изучение термина «романтический герой» на примере популярных фильмов «Marvel».
Сколько современных подростков читали классическую литературу, «Мцыри» Лермонтова, например? А сколько подростков смотрели фильмы «Marvel»? Как думаете, какая группа больше? Исследований я не проводила, но педагогический опыт и банальное наблюдение подсказывают, что больше вторая. Так почему бы не обратить это на пользу?
Итак, пошаговый план, как дать понятие о романтическом герое (материал 6-8 классов) на примере фильмов «Marvel» для репетитора (и учителя) по литературе от Татьяны Агафончиковой.
Шаг 1. Смотрим хотя бы один фильм из линейки «Marvel», выбираем на свой вкус – нам подойдет любой. Предположим, мы посмотрели «Железного человека».
Шаг 2. Вспоминаем определение и черты романтического героя. Для учителя литературы это нетрудно, но на всякий случай напомню основные черты: исключительный герой в исключительных обстоятельствах; яркий герой-одиночка против толпы; свобода как высшая ценность персонажа. Объясняем теорию ученику.
Шаг 3. Находим вместе с учеником ключевые черты романтического героя у «Железного человека» (можно с опорой на один или несколько фильмов, смотря сколько осилите посмотреть, или сколько посмотрел ученик).
Пример совместной работы. Признаки романтического героя
1. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах (есть, как у любого супергероя);
2. Действительность активно пересоздаётся соответственно с идеалом (стремление стать лучше и сделать мир лучше – есть);
3. Независимость (есть);
4. Неразрешимость конфликта между героем и обществом (всё время конфликтует с окружающим миром и своей командой, на всё имеет собственный взгляд, - так что скорее есть, чем нет);
5. Ярко выраженные две или три черты характера (постоянно подчеркиваются его индивидуализм, интеллект, богатство, которое сказалось на характере - есть).
Шаг 4. Рассказываем о том, что такой тип героя придумала вовсе не компания «Marvel» и что подобных персонажей множество в русской литературе начала 19 века (период романтизма). Приводим примеры, допустим, Мцыри из одноименной поэмы Лермонтова.
Шаг 5. Просим ученика в любой форме (устно, в таблице, творчески) сопоставить персонажа «Marvel» и персонажа русской классической литературы по перечисленным признакам романтического героя или тем признакам, которые даны в используемом нами пособии (признаки не будут сильно отличаться). Предположим, сравниваем Тони Старка (он же Железный Человек) и Мцыри. Обсуждаем с учеником.
Шаг 6. Наслаждаемся результатом: ученик с удовольствием изучил и освоил понятие «романтический герой», заодно прочитал минимум одно произведение из школьной программы.
Усложнение (или домашнее задание): даём на сопоставление несколько конкретных романтических героев из фильмов «Marvel» и русской классической литературы, которых можно сравнить по предложенным на занятии критериям.
Другой вариант: предлагаем найти черты романтического героя в героях любимых произведений (книгах, кино, мультфильмах, комиксах и т.д.)