Научные и ненаучные методы развития голоса.
Часть 1.
- Ненаучные методы развития голоса - это методы, все знания и утверждения которых, основываются на информации, полученной с помощью личного опыта, без проведения определенных исследований, таких как ларингоскопия, МРТ, спектральное исследование голоса и др. Характерной особенностью данных методов является рекомендация «Делай как я!» Преподаватель учит своих студентов, основываясь на своих ощущениях, которые могут быть разными:
- Вибрационные: вибрация в теле во время пения и речи в груди, носу, в области вокальной маски, макушки, и тд. вплоть до всеми вами известными определениями «почувствуй свою диафрагму» до «вибрируй маткой» и прочие (накидайте свои варианты в комментариях, которые слышали от педагогов или которые сами используете в работе);
- Слуховые : анализ звука на слух, в таких случаях используются личные суждения и предпочтения педагога по принципу нравится/ не нравится;
- Зрительные: когда есть возможность визуально увидеть и отследить изменения в теле при исполнении того или иного приема, например при работе с челюстью, языком и др. частями голосового аппарата, которые находятся на виду;
- Ассоциативные: характерные фразы «Представь себе, что…», «Направь в…», «Пошли звук..» и тд.
- Эмоциональные: подразумевает, что для того, чтобы создать звук определенным образом, нужно разбудить в себе ту или иную эмоцию, например, безутешно плакать или сильно обрадоваться.
«Делай как я!» - основа всех ненаучных методов. При данном подходе преподаватель получает информацию, основываясь на личном опыте и логике. Личный опыт преподавателя - это весь пройденный педагогом ученический, исполнительский и преподавательский путь, все его приобретённые навыки и умения, а так же результаты работы с учениками и голосовые достижения.
В таком методе встает вопрос найти «своего» преподавателя, что будет означать чей ассоциативный ряд, мировосприятия и ощущения, процесс познания, эмоциональный уровень, и так далее, будут совпадать с вашим уровнем. И вот тогда происходит тандем, где студент с большей вероятностью покажет хорошие результаты, поскольку педагог сможет найти нужный образный подход и обучить всему, что знает сам.
Однако очень часто бывает так, что химии не происходит, студент не воспринимает образы и ассоциации, которые транслирует преподаватель. В таком случае либо результат наступает очень медленно, либо студент начинает искать другого преподавателя, либо вовсе решает что красиво петь или говорить ему не дано и опускает руки.
Продолжение следует…
Ваш наставник по голосу, вокальный коуч, член мировой ассоциации голоса Ирина Галустова
*Источники
http://diva-voice.com
https://estillvoice.com
https://completevocalinstitute.com